-прививать навыки анализа, наблюдение за изменениями в природе.
-развивать наблюдательность, внимание, мышление.
-способствовать укреплению дружбы между детьми, родителями.
Оборудование- листья различных деревьев, сделанных из картона; картинки с
изображением осени; магнитофон; кассеты о природе и погоде.
Ход
Ведущий: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
Этот праздник посвящен прекрасной поре- осени, читаются стихи Пушкина “Уж небо осенью дышало.”
Дети разделены на три команды.
Свое названия должны отгадать:
-красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым листиком.
(Редиска) 1к.
-Над землей-трава
Под землей-алая голова
(Свекла) 2к.
-Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло.
(Репа) 3к.
2. Задание по командам:
Итак рассказ мы свой начнем с осеннего денька и незаметно перевернем листы календаря.
Обращение к народному календарю
Иван-полетний есть. (11 сентября)
И с эти днем примет, друзья
По пальцам нам не счесть.
Полетний Ванька гонит птиц
В далекие края,
А гуси зимушку за хвост
Ведут опять в поля.
Если рано журавли
К югу полетят, знай,
Что ранней быть зиме:
Тут бы не пропасть.
Изобразить командам отлет птиц: журавлей, гусей уток.
II. 14 сентября – Семен летопроводец
Летопроводец Семен
Загадками богат
А ну, попробуй, отгадай
Семен ты или нет?
14 сентября - если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (Теплое)
- 1 команде
14 сентября-если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (Дождливая)
- 2 команде
-Ну, а если этот день будет дождливым, то какую можно ждать осень? (Сухую)
III. 3 октября. А вот октябрь на дворе, а значит листопад:
Раздолье нашей детворе
Пока не снегопад.
На Астафья – ветрена
Ветер засвистит.
Так и знай, наверняка,
Зиму пригласит.
В этот день, судят по ветру о погоде. В октябре: если ветер северный – быть суше; если восточный – к ветру; если западный – к дождю, если южный – быть теплу.
3.Задание командам –
а) Угадать листья (клен, липа, береза, дуб и другие).
б) Собрать на время, картинку разрезанную с изображением осени.
IV. 14 октября – Покров.
На Руси давно велось,
Что на Покрова
До обеда осень жди,
К вечеру – зима.
(К этому дню утепляли дома и сараи. Русская пословица – На Покров натопи хату без дров.)
Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев – быть теплой зиме, а если нет – то холодной.
V. Листая лист календаря,
По осени спешим,
И дни, и ночи ноября
Особенно мы чтим.
Вот приметы ноября,
Слушай и внимай,
На Руси народ не зря
Видел, наблюдал.
4 ноября – Казанская
8 ноября – Дмитрий Солунский
14 ноября – Яков день
19 ноября – Павел
21 ноября – Михайлов день.
На Казанскую дожди –
В скорости – зима,
А на Дмитрие тепло –
В дождь войдет она.
Пословицы: До Казанской не зима, а с Казанской не осень.
На Казанскую дождь лужи нальет – зиму скоро приведет.
Дмитрий на снегу – весна поздняя.
4. Коли на Михайлов день да иней – ожидай больших снегов, коли день начнется туманом – ростепели быть, - жди ледяного наста
Задание командам: Собрать из предложенных слов данные пословицы. Кто быстрее?
VI. Только несколько примет
Вспомнили сегодня.
Что нам осень принесет
В праздник новогодний.
Знай, приметы сентября
Потеплей оденься,
Не теряй и дня не зря!
А к зиме готовься!
Тематика загадок (для команд):
Небо, земля, явления природы.
1. Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется (огонь, земля, вода).
2. Ночью ходит, днем спит (луна).
3. Живет без тела, говорит без языка (ветер).
4. Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать (дождь).
5. Бежит из котелка, а выбежать не может (ручей).
6. Весной умирает, а осенью оживает (снег).
Тематика (Пашня, уборка урожая).
1. Сто братьев в одну избушку сомкнулись (зерна в колосе).
2. Сидит мышка в золотой кубышке (просо)
3. Все поле в сережках (овес).
(Помогают родители)
VII. Подведение итогов, награждение, чаепитие, концерт.
Концерт для родителей.
1. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И, арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радужно скажет каждый:
“Здравствуй, осени пора.” (Хором)
(Песня Листопад)
(муз. Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко.)
2. Вдруг стало все вокруг темно,
За тучи солнышко ушло,
Осенний дождик всюду льет,
Свою он песенку поет.
3. Дождик, дождик, ты длиннющий,
Ты от неба до земли
Дождик, дождик, пуще, пуще,
Чтобы мы скорей росли.
4. Нам совсем не страшно
Бегать под дождем,
Если дождик сильный,
Зонтики возьмем.
5. В палитре у осени разные краски
И даже зверюшки меняют окраску
Цвет рыжий лисице на серый менять
И белым всю зиму зайчишке скакать.
6. Есть цвет ярко-желтый,
Есть светло-зеленый
Нам с теплого лета знакомый, знакомый
А есть голубой, ну как будто дождинки.
А я знаю красный, цвет ягод калинки!
7. Как много красок осень не принесла,
Природу как на карнавал одела,
И мы окончив разные дела,
Возьмемся за другое дело.
(По малину в сад пойдем)
( Исполнение песни Муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
8. Урожай у нас хорош
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
9. Кто из вас, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
10. Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу
Всех горошком угощу!
11.Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!
12. Ты уж свекла помолчи
Из капусты варят щи.
А какие вкусные –
Пироги капустные!
13. Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
14. Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.
(Песня “Урожайная” муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
15. Закружило, как заворожило
Золотые облака кругом;
Осень то, что лето зеленило
Золотом покрыло этим днем.
16.Привет! Я мистер листопад
Придти сюда к вам был я рад.
Вам улыбнуться, подмигнуть
И красотой своей блеснуть.
17. Я главный осени наследник
Я первый сын и сын последний
Всегда я в золоте хожу
Своим наследством дорожу.
18. Моя придворная листва
При мне находится всегда.
И лишь по моему приказу
Все разлететься может сразу!
(Конкурс рисунков “Листопад”)
Рисунки детей на доске.
Родители отгадывают и выбирают рисунки своих детей на тему “Листопад”.
Вывод – Что нового узнали? Чем праздник понравился? Кто был самым наблюдательным осенью?
Использована литература:
Н.Ф. Дик «Сердце отдают детям»
«Классные часы в 3-4 классах» под редакцией Г.Н. Сибирцевой, изд. «Феникс»
«Учите детей петь» Т.М. Орлова, С.И. Бенина, Москва, «Просвещение» ,