Цели :
образовательная: формировать у детей правильный тип читательской деятельности
развивающие: развивать логическое мышление , обогащать словарный запас.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , развитие коммуникативных качеств , при работе в парах.
Дидактические материалы :карточки для развития техники чтения , аудио-запись ,фотовыставка на тему ,, Море”, рисунок с загрязнённым морем .
Ход урока :
1.Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный урок , к нам пришли гости . Цель нашего урока : достижение понимания текста , умение предполагать содержание текста по иллюстрации , заглавию и ключевым словам .
2. Проверка домашнего задания .
- Над каким произведением мы с вами работали на предыдущем уроке ?
(Антуан де Сент – Экзюпери ,, Маленький принц ”отрывки )
- Какое домашнее задание было задано ?
(Пересказ по ключевым словам )
-Какие ключевые слова помогали вам ? Откройте тетради .
3.Работа над деформированным текстом
1)- А сей час я предлагаю провести пятиминутку от ,, Эдыгеи ”. Мы разделимся на группы .
- работают над полнодеформированным текстом .Приложение 1 (а)
- работают над 2,3,4 частью урока 34.Приложение 1(б)
2) Проверка .
- давайте проверим , а ребята помогут мне в проверке .
- Что вы узнали из текста ?
Вывод : морской берег очень красив .
4. Сообщение темы урока .
- На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся к морю. А кому из вас удалось побывать у моря ?
- Что понравилось вам там , какие чувства возникали ?
- Вот ребята принесли нам фотографии , которые вы рассматривали в перемену , они нам помогут представить море . А для более полного представления послушаем композицию .
5. Физпауза .
( при прослушивании композиции дети легли на парту , закрыли глаза , они слушают музыку и текст )
Исчезло всё вокруг – и только море ,
Затихло всё , и только шум его…
Мы отправились в путешествие . День выдался редкостный . Светило солнце. Звенел воздух . Море было чисто и тихо . Далеко в море переливались красками камни .Мы были потрясены красотой моря .Вот чудо природы !
6. Работа над текстом до чтения .
- Каким вы себе представили море ?
- Какие моря вы знаете ?
-Каких обитателей моря вы знаете ?
- Вы знаете такой красоте грозит опасность . Люди наносят урон морям ( на доску прикрепляется рисунок с морем и вещи наносящие вред морям). Приложение 1( в).Разливают нефть , загрязняют бытовыми отходами , устраивают корабельные кладбища .Поэтому сегодня мы должны внести небольшую лепту , вклад по очищению моря .Каждое задание, которое мы будем выполнять , как бы будем очищать море .
- Давайте прочитаем заглавие и имя автора произведения над которым будем работать .
( Д. Родари . Как Алиса в море побывала )
-Попробуем предугадать о чём это произведение ?
- Где будут происходить события ?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на ст.124, что могло произойти ?
- Обратите внимание на ключевые слова , прочтём их , они нам помогут .
Алиса
Превращусь в рыбку
Мальчик нырнул
Дельфин
Дно морское
Вернусь домой
- Первое задание мы выполнили . Нам можно убрать ,, нефтяное пятно ”.
7.Работа над текстом .
1)чтение про себя ( дети проверяют свои предположения ).
2)чтение вслух с анализом по ходу чтения .
Часть 1
- Какая мечта была у Алисы ?
-Почему она у неё появилась ?
-Что можно сказать об Алисе ?
-Какая это была девочка ?Выберите из предложенных слов нужное .
маленькая
серьёзная
выдумщица
добрая
любящая
с богатой фантазией
- Давайте сделаем вывод : она маленькая , верит в то что может стать рыбкой. Она – выдумщица .
-Вот ещё одно задание выполнено , мы можем убрать ,, бытовые отходы ”.
Часть 2
- Что мы узнали о мальчике из первого абзаца ?
-Как мальчик превратился в дельфина ?
- Поверила ли в это превращение Алиса ?
-Кем хочет стать Алиса ?
-Что из этого получилось ?
-Чем ей понравилось морское дно ?
-Что заставило Алису вернуться домой ?
-Вывод : самое дорогое – это любовь к родителям .
- Вот ещё одно задание выполнено, можно убрать ,, корабельное кладбище ”.
8. Релаксация для глаз. Дети читают наизусть стихотворение , а глазами ведут по волне , которая прикреплена к доске .
Я рисую море ,
Голубые дали .
Вы такого моря
Просто не видали !
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая !
9. Работа с пословицами .
Работа в парах . Дети собирают пословицу .Приложение 1(г)
- Как вы её понимаете ?
- Какие пословицы о родителях вы знаете ?
( Нет лучшего дружка , чем родная матушка )
10. Работа после чтения .
1) – Давайте повторно обратимся к иллюстрации .
-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте эти слова .
- Ну вот наше ,, море ” очищено . С помощью заданий по тексту , мы очистили его , давайте ещё раз повторим , что наносит урон экологии .
2)Сравнение со сказкой .
- Похоже ли это произведение на сказку ?(И да , и нет )
- Что в нём от сказки ?
- Чем не похоже на сказку ?
Вывод : все приключения Алисы – это фантазии .
11.Домашнее задание .
стр. 127 , ответить на вопрос
12. Итог урока .
-Сегодня на уроке мы продолжили работу по формированию правильного типа читательской деятельности . Мы предугадывали название и содержание произведения , анализировали текст , работали с иллюстрациями и пословицами .
САМОАНАЛИЗ
Тема урока : Джани Родари ,, Как Алиса в море побывала ”. Урок комбинированный. Цели: образовательная : формировать у детей правильный тип читательской деятельности – это трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения , в процессе чтения и после чтения . До чтения – развитие читательского умения , как антиципации , т.е. умение предполагать содержание по заглавию , иллюстрации и ключевым словам. Прослеживается это на этапе , где работают с текстом до чтения. Во время чтения – достижение понимания текста на уровне содержания , т.е. дети самостоятельно читают текст, проверяя свои предположения, а также, задавая вопросы по ходу чтения при повторном восприятии. После чтения – достижение понимания на уровне смысла , т.е. понимание смысла , а на моём уроке обращение к иллюстрации .
развивающие : развивать логическое мышление , обогащать словарный запас, при работе с деформированными текстами и словами , при работе с пословицей , при работе над текстом .
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе , при введении проблемной ситуации по очищению ,, моря ”, а также при работе в парах над составлением пословицы .
Вывод : я считаю , что урок достиг своей цели , содержание материала выполнено в полном объёме , урок носил развивающий характер .