Разработка учебного занятия по чтению.

 

Цели :

образовательная: формировать у детей правильный тип читательской деятельности                                                                                                      

развивающие: развивать логическое мышление , обогащать словарный запас.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , развитие коммуникативных качеств , при работе в парах.

 

Дидактические материалы :карточки для развития техники чтения , аудио-запись ,фотовыставка на тему ,, Море”, рисунок с загрязнённым морем .

 

                                               Ход урока :

 

1.Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок , к нам  пришли гости . Цель нашего урока : достижение понимания текста , умение предполагать содержание текста по иллюстрации , заглавию и ключевым словам .

 

2. Проверка домашнего задания .

- Над каким произведением мы с вами работали на предыдущем уроке ?

(Антуан де Сент – Экзюпери ,, Маленький принц ”отрывки )

- Какое домашнее задание было задано ?

(Пересказ по ключевым словам )

-Какие ключевые слова помогали вам ? Откройте тетради .

 

3.Работа над деформированным текстом

1)- А сей час я предлагаю провести пятиминутку от ,, Эдыгеи ”. Мы разделимся на группы .

     - работают над полнодеформированным текстом .Приложение 1 (а)

     - работают над 2,3,4 частью урока 34.Приложение 1(б)

2) Проверка .

     - давайте проверим , а ребята помогут мне в проверке .

     - Что вы узнали из текста ?

Вывод : морской берег очень красив .

 

4. Сообщение темы урока .

- На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся к морю. А кому из вас удалось побывать у моря ?

- Что понравилось вам там , какие чувства возникали ?

- Вот ребята принесли нам фотографии , которые вы рассматривали в перемену , они нам помогут представить море . А для более полного представления послушаем композицию .

 

5. Физпауза .

( при прослушивании композиции дети легли на парту , закрыли глаза , они слушают музыку и текст )

Исчезло всё вокруг – и только море ,

Затихло всё , и только шум его…

Мы отправились в путешествие . День выдался редкостный . Светило солнце.  Звенел воздух . Море было чисто и тихо . Далеко в море переливались красками камни .Мы были потрясены красотой моря .Вот чудо природы !

 

6. Работа над текстом до чтения .

- Каким вы себе представили море  ?

- Какие моря вы знаете ?

-Каких обитателей моря вы знаете ?

- Вы знаете такой красоте грозит опасность . Люди наносят урон морям ( на доску прикрепляется рисунок с морем и вещи наносящие вред морям). Приложение 1( в).Разливают нефть , загрязняют бытовыми отходами , устраивают корабельные кладбища .Поэтому сегодня мы должны внести небольшую лепту , вклад по очищению моря .Каждое  задание, которое мы будем выполнять , как бы  будем очищать море .

- Давайте прочитаем заглавие и имя автора произведения над которым будем работать .

( Д. Родари . Как Алиса в море побывала )

-Попробуем предугадать о чём это произведение ?

- Где будут происходить события ?

- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на ст.124, что могло произойти ?

- Обратите внимание на ключевые слова , прочтём их , они нам помогут .

Алиса

Превращусь в рыбку

Мальчик нырнул

Дельфин

Дно морское

Вернусь домой

 

- Первое задание мы выполнили . Нам можно убрать ,, нефтяное пятно ”.

 

7.Работа над текстом .

1)чтение про себя ( дети проверяют свои предположения ).

2)чтение вслух с анализом по ходу чтения .

Часть 1

- Какая мечта была у Алисы ?

-Почему она у неё появилась ?

-Что можно сказать об Алисе ?

-Какая это была девочка ?Выберите из предложенных слов нужное .

маленькая

серьёзная

выдумщица

добрая

любящая

с богатой фантазией

- Давайте сделаем вывод : она маленькая , верит в то что может стать рыбкой.  Она – выдумщица .

-Вот ещё одно задание выполнено , мы можем убрать ,, бытовые отходы ”.

Часть 2

- Что мы узнали о мальчике из первого абзаца ?

-Как мальчик превратился в дельфина ?

- Поверила ли в это превращение Алиса ?

-Кем хочет стать Алиса ?

-Что из этого получилось ?

-Чем ей понравилось морское дно ?

-Что заставило Алису вернуться домой ?

-Вывод : самое дорогое – это любовь к родителям .

- Вот ещё одно задание выполнено, можно убрать ,, корабельное кладбище ”.

 

8. Релаксация для глаз. Дети читают наизусть стихотворение , а глазами ведут по волне , которая прикреплена к доске .

Я рисую море ,

Голубые дали .

Вы такого моря

Просто не видали !

 

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая !

 

9. Работа с пословицами .

Работа в парах . Дети собирают пословицу .Приложение 1(г)

- Как вы её понимаете ?

- Какие пословицы о родителях вы знаете ?

( Нет лучшего дружка , чем родная матушка )

 

10. Работа после чтения .

1) – Давайте повторно обратимся к иллюстрации .

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте эти слова .

- Ну вот наше ,, море ” очищено . С помощью заданий по тексту , мы очистили его , давайте ещё раз повторим , что наносит урон экологии .

2)Сравнение со сказкой .

- Похоже ли это произведение на сказку ?(И да , и нет )

- Что в нём от сказки ?

- Чем не похоже на сказку ?

Вывод : все приключения Алисы – это фантазии .

 

11.Домашнее задание .

стр. 127 , ответить на вопрос

 

12. Итог урока .

 -Сегодня на уроке мы продолжили работу по формированию правильного типа читательской деятельности . Мы предугадывали название и содержание произведения , анализировали текст , работали с иллюстрациями и пословицами .

  

САМОАНАЛИЗ

 

Тема урока : Джани Родари ,, Как Алиса в море побывала ”. Урок комбинированный.                                                                                                                   Цели:                                                                                                                                                                           образовательная : формировать у детей правильный тип читательской деятельности –  это трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения , в процессе чтения и после чтения .                                                                                                           До чтения – развитие читательского умения , как антиципации , т.е. умение предполагать содержание по заглавию , иллюстрации и ключевым словам. Прослеживается это на этапе , где работают с текстом до чтения.                                       Во время чтения – достижение понимания текста на уровне содержания , т.е. дети  самостоятельно читают текст, проверяя свои предположения, а также, задавая вопросы по ходу чтения при повторном восприятии.                            После чтения – достижение понимания на уровне смысла , т.е. понимание смысла , а на моём уроке обращение к иллюстрации .

 

развивающие  : развивать логическое мышление , обогащать словарный запас,  при работе с деформированными текстами и словами , при работе с пословицей , при работе над текстом .

 

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе , при введении проблемной ситуации  по очищению ,, моря ”, а также при работе в парах над составлением пословицы .

 

Вывод : я считаю , что урок достиг своей цели , содержание материала выполнено в полном объёме , урок носил развивающий характер .