фотоархив
«О великий, могучий и правдивый русский язык!»
Цель: Закреплять и углублять знания учащихся по русскому языку, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, формировать умение работать в группе.Воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение.
Классы разделёны на три команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев), задания командам написаны на плакатах, на игровых столах – листочки бумаги, ручки или карандаши.
Брейн – ринг состоит из заданий, которые оцениваются в баллах. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество баллов. Команда состоит из шести человек, выбирается капитан команды.
Ход игры
Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют три команды. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьёвки.
Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера выступления.
Итак, приглашаются к игровым столам команды 2 «А», 2 «Б» и 2 «В» классов Напоминаю правила игры:
1. На обсуждение вопроса даётся 45 секунд.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.
Ход занятия:
1 задание: Прочитайте слова. Найди лишнее.
1) РАНАКАДШ 2) ЛЕЙК ЖЫИЛ
ЧАУРК ЛИНСТИПЛА КЬИОНК
ТОСИКЧАК САРКАК АНСКИ
ОРЕВД ТЕЕРВ НОЛС
Ответ:
карандаш клей лыжи
ручка пластилин санки
кисточка краска коньки
ведро ветер слон
2 задание: Выполните действия и прочитайте слова.
1) чет + ир - тир + т + верть = (четверть)
Нота фа + необходимая приправа (фасоль)
С + место стоянки судов = (спорт)
2) кан + и + ком + ул –ом + ы = (каникулы)
Кар + знак препинания (карточка)
С + спрятанные ценности = (склад)
3)пем + рик –ик – м + еме +на = (перемена)
Яр + любимое лакомство собаки ( яркость)
С + домашние птицы = (сутки)
3 задание: Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
1) Рукой подать (близко)
2) Морочить голову (говорить неправду)
3) Во весь дух (быстро)
4) Прибрать к рукам (забрать себе)
1) Прикусить язык (замолчать)
2) Путаться под носом (мешать)
3) Водить за нос (обманывать)
4) Ни в зуб ногой ( ничего не знать)
1) Пропускать мимо ушей (прослушать)
2) Падать с ног (устал)
3) Как снег на голову (неожиданно)
4) Скалить зубы (улыбаться)
4 задание: Дополни пословицы. Максимальное количество баллов – 2.
1) Без труда - (не вытащишь рыбку из пруда)
2)Век живи - (век учись)
3) Нет друга - (ищи, а нашёл береги)
4)Красна птица – (пером,а человек умом)
5)Делу время- ( потехе час)
1)Друзья - (познаются в беде)
2) За 2 зайцами – (погонишься, ни одного не поймаешь)
3) Поспешишь – (людей насмешишь)
4) Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
5) Ученье свет, (неученье – тьма)
1) Семь раз (отмерь, один раз отрежь)
2) Цыплят (по осени считают)
3) Что посеешь, (то и пожнёшь)
4) Семеро (одного не ждут)
5) Чем дальше в лес (тем больше дров)
5 задание. Найди ошибки и исправь их: (задание каждой команде на листочках)
Повар посолил суп солью. Мама подарила мне молодого щенка. У нас в парке много деревянных деревьев.
1) Вернулся со школы.
2) Идти в концерт.
3) Пришёл из завода.
4) Доехать на аэропорт.
5) Выехать с города.
6 задание: Из слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше слов.
Ответ:
Спорт рост
Торт тост
Рот пост
Нос наст
Спор ар
Трос тон
Сорт нота
Порт тропа сор
Задание 7 . В каждой строке зашифровано слово, имеющее отношение к русскому языку. Вам необходимо зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два и более раз, и соединить оставшиеся буквы в слово. Максимальное количество баллов – 3.
Папа кора пень;
Стул повар путь;
Роза ров рука.
Ответ.
Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
КАРТОЧКА 2 Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости?
Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой
Задание 8.
Используя алфавит, расшифруйте пословицу. Максимальное количество баллов – 18. за каждую неверно угаданную букву минус один балл.
5, 6, 13, 21 – 3, 18, 6, 14, 33 17, 16, 20, 6, 23, 6 – 25, 1, 19.
Ответ.
5, 6, 13, 21 |
– |
3, 18, 6, 14, 33 |
17, 16, 20, 6, 23, 6 |
– |
25, 1, 19. |
Делу |
|
время |
потехе |
|
час. |
Задание 9. 2 «А» 2 «Б» 2 «В»
Разгадайте ребусы (Портфель) (Москва) (Карандаш)
Задание 10. Вопросы- шутки для капитанов команд.
1. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п- стоп).
2. В каком слове 40 гласных? (сорока)
3. В каком слове половина буквы? (полка)
4. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились:
дог(код), ноль(лён), араб(пара).
5. Найдите и выпишите слова, которые перемешались:
ё сто ки за
л ро ас ро Ра
жи т го
ра д бо та
(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа).
6. Попробуйте разобрать, что было написано:
Рыбу не скотина крыше съел.
(Рыбу нес кот и на крыше съел)
- Как понимаете выражение «золотое кольцо» (сделанное из золота),
«золотые волосы» (светлые и блестящие).
- «Золотые руки» (умелые и работящие), «золотая бабушка» (дорогая и любимая), золотой голос
7. Вставь подходящие по смыслу слова:
Труслив как … (заяц), нем как … (рыба), хитёр как … (лиса), надут как … (индюк), голоден как … (волк), упрям как … (осёл).
Подведение итогов игры. Награждение команд дипломами, медальками «Знаток русского языка» и сладкими призами за активное участие.
Задания для зрителей:
Разгадай метаграмму:
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] – берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль).
С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
Поставь имена существительные в форму множественного числа: небо, чудо, ребёнок, человек.
(Небеса, чудеса, дети, люди).
Подбери антонимы.
Неряшливый - … (аккуратный), смелость - …(трусость),
говорить - … (молчать), удлинить - … (укоротить),
печалить - … (радовать).
Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:
Уголки (угольки), лук (люк), банка (банька), мел (мель), галка (галька), хор (хорь).
Подбери начало к слову, чтобы получились новые слова:
…ПОЧКА (лампочка, папочка, шапочка, цепочка, кепочка, щепочка).
Собрать рассыпавшиеся словарные слова:
кар га род
о лек даш
де ран тив
ма ти ный
ка жур зин
кол го на