Брейн-ринг

 

 фотоархив

  Внеклассное мероприятие Брейн-ринг по русскому языку среди 2-х классов

                            «О великий, могучий и правдивый русский язык!»

 

Цель:    Закреплять и углублять знания учащихся по русскому языку, расширять кругозор, побуждать к  познанию нового, формировать умение работать в группе.Воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение.

 

       Классы разделёны на три команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев), задания командам написаны на плакатах, на игровых столах – листочки бумаги, ручки или карандаши.

Брейн – ринг состоит из заданий, которые оцениваются в баллах. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество баллов. Команда состоит из шести человек, выбирается капитан команды.

 

Ход игры

         Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют три команды. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьёвки.

         Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера выступления.

         Итак, приглашаются к игровым столам команды  2 «А», 2 «Б»  и 2 «В» классов Напоминаю правила игры:

1.     На обсуждение вопроса даётся 45 секунд.

2.     До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.

3.     Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4.     Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.

 

 

Ход занятия:

1 задание:         Прочитайте слова. Найди лишнее.

 

                   1) РАНАКАДШ                                   2) ЛЕЙК                   ЖЫИЛ           

         ЧАУРК                                  ЛИНСТИПЛА                КЬИОНК

         ТОСИКЧАК                             САРКАК             АНСКИ

           ОРЕВД                                   ТЕЕРВ                     НОЛС                                                                                          

                                                                                  

 

                                                                                                                            

Ответ:

карандаш                                      клей                                                  лыжи

ручка                                         пластилин                                            санки

кисточка                                           краска                                           коньки

ведро                                             ветер                                               слон

 

2 задание:        Выполните  действия и прочитайте  слова.

 

      1)  чет + ир - тир + т + верть =                                                (четверть)    

Нота фа + необходимая приправа                                               (фасоль)
С  + место стоянки судов =                                                            (спорт)

 

       2) кан + и + ком + ул –ом + ы =                                            (каникулы)    

Кар + знак препинания                                                                (карточка)
С + спрятанные ценности =                                                             (склад)

 

        3)пем + рик –ик – м + еме +на =                                         (перемена)       

Яр + любимое лакомство собаки                                             ( яркость)
С + домашние птицы =                                                                (сутки)

 

3 задание:        Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.

 

1)      Рукой подать (близко)

2)      Морочить голову (говорить неправду)

3)      Во весь дух (быстро)

4)      Прибрать к рукам (забрать себе)

 

1)      Прикусить язык (замолчать)

2)       Путаться под носом (мешать)

3)      Водить за нос (обманывать)

4)      Ни в зуб ногой ( ничего не знать)

 

1)      Пропускать мимо ушей (прослушать)

2)      Падать с ног (устал)

3)      Как снег на голову (неожиданно)

4)      Скалить зубы (улыбаться)

 

4 задание:        Дополни пословицы. Максимальное количество баллов – 2.

1) Без труда -      (не вытащишь рыбку из пруда)

2)Век живи -     (век учись)

3) Нет друга -   (ищи, а нашёл береги)

4)Красна птица – (пером,а человек умом)

5)Делу время- ( потехе час)

 

1)Друзья  -   (познаются в беде)

2) За 2 зайцами – (погонишься, ни одного не поймаешь)

3) Поспешишь – (людей насмешишь)

4) Хочешь  есть калачи (не сиди на печи)

5) Ученье свет, (неученье – тьма)

 

1)      Семь раз (отмерь, один раз отрежь)

2)       Цыплят (по осени считают)

3)      Что посеешь, (то и пожнёшь)

4)      Семеро  (одного не ждут)

5)      Чем дальше в лес (тем больше дров)

 

5 задание. Найди ошибки и исправь их: (задание каждой команде на листочках)

 

Повар посолил суп солью.  Мама подарила мне молодого щенка. У нас в парке много деревянных деревьев.

 

 

1)      Вернулся со школы.

2)      Идти в концерт.

3)      Пришёл из завода.

4)      Доехать на аэропорт.

5)      Выехать с города.

 

6 задание:  Из слова  ТРАНСПОРТ  составьте как можно больше слов.

Ответ:

        Спорт                         рост

        Торт                           тост

         Рот                             пост

         Нос                            наст

        Спор                           ар

         Трос                           тон

         Сорт                          нота

        Порт                           тропа               сор

Задание  7 .    В каждой строке зашифровано слово, имеющее отношение к русскому языку. Вам необходимо зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два и более раз, и соединить оставшиеся буквы в слово. Максимальное количество баллов – 3.

Папа кора пень;
Стул повар путь;
Роза ров рука.

Ответ.

Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

КАРТОЧКА 2 Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости?

Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой

 

Задание 8.

Используя алфавит, расшифруйте пословицу. Максимальное количество баллов – 18. за каждую неверно угаданную букву минус один балл.

5, 6, 13, 21 – 3, 18, 6, 14, 33    17, 16, 20, 6, 23, 6 – 25, 1, 19.

Ответ.

 5, 6, 13, 21

3, 18, 6, 14, 33

17, 16, 20, 6, 23, 6

25, 1, 19.

Делу

 

время

потехе

 

час.

 

 

    Задание 9.           2 «А»                          2 «Б»                           2 «В»

Разгадайте ребусы (Портфель)            (Москва)                    (Карандаш)

 

    Задание 10. Вопросы- шутки  для капитанов команд.

 

1.       Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п- стоп).

2.      В каком слове 40 гласных?  (сорока)

3.      В каком слове половина буквы? (полка)

4.      Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились:

                дог(код),          ноль(лён),            араб(пара).

5.      Найдите и выпишите слова, которые перемешались:

                         ё            сто         ки          за

           л          ро            ас            ро          Ра

                       жи          т             го

                       ра            д             бо           та

(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа).

6.      Попробуйте разобрать, что было написано:

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и на крыше съел)  

       

- Как понимаете выражение «золотое кольцо» (сделанное из золота),

 «золотые волосы» (светлые и блестящие).

 

- «Золотые руки» (умелые и работящие), «золотая бабушка» (дорогая и любимая), золотой голос

 

7.      Вставь подходящие по смыслу слова:

Труслив как … (заяц), нем как … (рыба), хитёр как … (лиса), надут как … (индюк), голоден как … (волк), упрям как … (осёл).

 

 

Подведение итогов игры. Награждение команд дипломами, медальками «Знаток русского языка» и сладкими призами за активное участие.

 

 

 

 

 

Задания для зрителей:

Разгадай метаграмму:

Со звуком [с] я не вкусна,                                                                                                   

Но в пище каждому нужна.

С [м] – берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.   (Соль – моль).

 

С [к] я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.              

С [п] – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

 

Поставь имена существительные в форму множественного числа: небо, чудо, ребёнок, человек.

(Небеса, чудеса, дети, люди).

 

Подбери антонимы.

Неряшливый - … (аккуратный),  смелость - …(трусость),

говорить - … (молчать),  удлинить - … (укоротить),

печалить - … (радовать).

 

 

Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:

Уголки (угольки), лук (люк), банка (банька), мел (мель), галка (галька), хор (хорь).

 

 

Подбери начало к слову, чтобы получились новые слова:

…ПОЧКА (лампочка, папочка, шапочка, цепочка, кепочка, щепочка).

 

Собрать рассыпавшиеся словарные слова:

кар       га        род

о          лек      даш

де        ран      тив

ма       ти         ный

ка        жур     зин

кол       го        на