Проект урока по математике 1 класс
Задачи
Обучающие:
·Совершенствовать умение решать задачи изученных видов, учить оформлению краткой записи
·Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров вида на устном счете и в работе с учебником, используя дифференцированный подход.
·Закреплять умение сравнивать, при решении неравенства.
Развивающие:
·Развивать творческое и логическое мышление, формировать мыслительные операции анализа, синтеза, в работе над задачами.
·Развивать произвольное внимание при работе над геометрическим материалом, на устном счете.
·Развивать математическую речь и память на протяжении всего урока.
Воспитывающие:
·Формировать представление о здоровом образе жизни.
·Прививать интерес к физкультуре и спорту.
Оборудование
·для учителя:
Магнитная доска, мел, указка, плакат с геометрическими фигурами, карточки с заданиями, волейбольный и баскетбольный мячи, иллюстрации фрагментов игр (волейбола и баскетбола). Изображение героев: медвежонка, зайчонка, хоккеиста, плакат с изображением спортивных шапочек, ТСО.
·для учащихся:
Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, сигнальная карточка, касса разрезных цифр.
План и хронометраж урока
1. Организация детей на работу |
0,5’ |
|
|
2. Устный счет
а. математическая эстафета
б. повторение состава числа 6
в. задачи в стихах |
7’ |
|
|
3. Физкультминутка |
1’ |
|
|
4. Работа над задачами
а. решение составленной задачи
б. решение задачи из учебника |
14’ |
|
|
5. Работа с геометрическим материалом |
1’ |
|
|
6. Физкультминутка |
1’ |
|
|
7. Повторение изученного материала. Решение примеров вида |
4’ |
|
|
8. Задание на развитие логики мышления |
2’ |
|
|
9. Повторение изученного материала. Сравнение числа и выражения. |
3’ |
|
|
10. Итог урока |
1.5’ |
1. Организация детей на работу
Звучит музыка. Спортивный марш.
У. Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Ну-ка дети, встаньте в ряд,
Готов к работе наш отряд! |
Эмоциональный настрой на работу, мотивационный компонент с помощью ТСО |
2. Устный счет
1) Математическая эстафета.
У. – Прозвучал спортивный марш, и нас ожидает эстафета, но не только спортивная, а еще и математическая.
Медвежонок и Зайчонок решили бежать наперегонки.
А чтобы им помочь, разделимся на две команды:
Команда «Медвежонок» - 1 ряд и 1 вариант 2 ряда.
Команда «Зайчонок» - 3 ряд и 2 вариант 2 ряда.
Изображения героев вывешиваются на доску.
- Каждому игроку команды нужно решить свой пример и быстро передать мел следующему участнику. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.
На доске:
|
|
9 – 3 = |
8 – 4 = |
7 + 2 = |
5 + 3 = |
4 + 0 = |
6 – 0 = |
3 + 4 = |
9 – 4 = |
8 -2 = |
5 + 0 = |
10 – 1 = |
7 – 3 = |
9 – 0 = |
5 – 2 = |
8 + 1 = |
7 – 3 = |
6 – 4 = |
4 + 4 = |
6 + 3 = |
6 + 4 = |
У.- Вы быстро справились с этим заданием. А теперь проверим правильность выполнения.
Команда «Медвежонок» проверяет примеры у команды «Зайчонок», и наоборот «Зайчонок» проверяет примеры «Медвежонка».
Возьмите сигнальную карточку. Если обнаружите ошибку – сигнализируйте красным цветом, если ошибки нет – зеленым.
В этом соревновании победил Зайчонок (Медвежонок), но они не стали ссорится и спорить, потому что были настоящими друзьями.
Вывод:
- А что вам помогло быстро пройти эту эстафету?
- - Умение вычитать и прибавлять числа 1, 2, 3, 4
2) Работа над составом числа 6.
У. – К нам на урок попал ваш очень хороший знакомый. Вы узнали его?
Д. – Это волейбольный мяч.
У. – В нашей школе будут проводиться соревнования по волейболу среди старшеклассников. А сколько человек должно быть в команде, вы узнаете внимательно прослушав задачу.
- Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько их получиться?
Д. – В команде 6 игроков.
У. – Команда будет сборная, т.е. состоять из мальчиков и девочек.
Для того, чтобы составить команду, возьмите карточки и соедините линиями число, указывающее количество мальчиков с числом девочек, чтобы в сумме получалось 6.
У. – Проверяем. Посмотрите на доску. Поднимите руки. У кого получился такой рисунок?
Вывод:
У. - Знание состава какого числа помогло вам набрать команду?
Д. – Знание состава числа 6.
3) Задачи в стихах
У.- Медвежонок и Зайчонок пока не умеют играть в волейбол, но они тоже хотят участвовать в соревнованиях.
Мы им поможем, отгадать волшебное слово, а для этого вы должны внимательно слушать задачи и на парте выкладывать только ответы. (Используем кассу цифр)
а. Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько из под облаками?
Сосчитайте дети сами.
б. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали
Он в окно глядит считает
в. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело?
г. Группа малышей – утят
Хочет плавать и нырять
Шесть – уплыли далеко,
Два – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
д. Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять
Все гусята как клубочки
Три сынка. А сколько дочек?
У. – А вот задача, которую мне принес Незнайка. «Лена прыгнула через скакалку 7 раз, а Катя 2 раза. Кого мама позвала домой?
Д. – Эту задачу нельзя решить, потому, что неправильно поставлен вопрос.
У. – Какой можно поставить вопрос?
Дети устно отвечают
У. – Проверяем.
На доске карточки
У. – Поднимите руки, кто решил правильно. Кто допустил ошибки? Будьте внимательны. А теперь переставьте эти числа в порядке возрастания. Проверяем.
Д. – 3, 4, 5, 7, 8.
Карточки на доске переставляются, переворачиваются. Появляется слово «СПОРТ»
У. – Какой совет мы дадим Медвежонку и Зайчонку, если они хотят быть здоровыми и участвовать в различных спортивных состязаниях?
Д. – Нужно заниматься спортом, делать зарядку.
У. – И мы, чтобы набраться сил, сделаем небольшую разминку |
Мотивационный компонент УД. Стимулирование познавательной активности за счет организации соревнования, с помощью наглядных средств.
Регулирующий компонент УД, а именно рефлексия на основе самоконтроля.
Развитие операционного компонента УД, а именно отработка вычислительных навыков.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.
Регулирующий компонент УД (взаимопроверка)
Осуществление обратной связи.
Средство обратной связи сигнальная карточка.
Воспитание нравственных качеств.
Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной, направленной с помощью наглядных средств.
Развитие операционного компонента УД, постановка учебной задачи на данном этапе в дидактическом аспекте, для развития познавательной мотивации. Развитие внимания и логического мышления через занимательное задание.
Работа в парах. Развитие коммуникативности. Закрепление знания математических терминов.
Дифференциация по степени помощи.
Развитие операционного компонента УД, а именно внимания.
Работа над составом числа.
Развитие регулирующего компонента при самопроверке, с помощью графической таблицы.
Постановка учебной задачи на данном этапе урока.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Фронтальная форма работы. Развитие операционного компонента, а именно произвольного внимания.
Идет работа над простыми задачами для уяснения детьми смысла арифметического действия, при котором такие задачи играют роль основного фактора, приводящего к осознанию операции, требующей выбор данного действия.
Развитие операционного компонента УД, а именно семантического анализа текста, а так же логического мышления.
Развитие регулирующего компонента при помощи самопроверки и самоконтроля.
Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания, на основе анализа и синтеза.
Используется словесный метод – беседа.
Формирование понятия о здоровом образе жизни.
Межпредметная связь с уроком физкультуры.
Фронтальная форма работы. |
3. Физкультминутка
Дружно встали! Раз, два три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо. И еще
Через левое плечо
Буквой л расставим ноги
Точно в танце – руки в боки!
Наклонились влево, вправо
Получается на славу! |
Охрана здоровья, развитие двигательной активности.
Эмоциональный фон.
Повторение понятий «налево», «направо» - пространственных представлений.
Развитие операционного компонента УД, а именно речи учащихся. |
4. Решение задач
Сообщение темы урока
У. – Вспомните ребята, что мы делали для то, чтобы расшифровать слово «Спорт».
Д. – Решали задачи.
У. – Вот и сегодня на уроке мы будем решать задачи и учится их записывать кратко. Сядьте правильно. Откройте тетради. Запишите число.
Но посмотрите, рядом с волейбольным мячом, оказался еще один. Конечно, вы его тоже узнали.
Д. – Это баскетбольный мяч.
У. – И если в волейболе мяч перелетает через сетку (Вывешивается иллюстрация). То в баскетболе мяч нужно забросить в корзину (Вывешивается иллюстрация).
В состав волейбольной команды 6 человек. А узнать, сколько человек в баскетбольной команде, вы сможете, если я скажу, что в ней на 1 человека меньше, чем в волейбольной.
Составим и решим задачу.
Д. – В составе волейбольной команды 6 человек, а в составе баскетбольной на 1 человека меньше. Сколько игроков в баскетбольной команде?
У. _ Что известно в задаче?
Д. – Что в волейбольной команде 6 человек, а в баскетбольной на 1 меньше.
У. – Что спрашивается?
Д. – Сколько человек в баскетбольной команде?
Дети разбирают задачу, а учитель записывает ее кратко на доске.
В.к. – 6 чел.
Б.к. - ? на 1 чел. меньше чем
У. – Какое действие выберете для ее решения?
Д. – Вычитание. Потому, что в условии сказано, что в баскетбольной команде на 1 игрока меньше, а это значит столько же, но без 1.
У. – Запишите решение.
С обратной стороны доски задачу решают два ученика.
Проверяем:
Д. - 6 – 1 = 5
У. – Прочитайте ответ.
Д. – 5 игроков в баскетбольной команде.
У. – Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
Работа с учебником
У. – А теперь откройте учебник на странице 13 и вы узнаете, какой игрой увлекаются Павлик и Сережа.
Д. – Они играют в футбол.
У. – Многие ребята из нашего класса занимаются в спортивной секции, играют в хоккей и футбол. Потому вы без труда догадаетесь, глядя на картинки, что сделали мальчики.
Д. – Они поменялись местами.
У. – У вас в учебнике лежат закладки в виде футбольного мяча. Откройте эту страницу и под № 6 найдите задачу про Сережу и Павлика.
Задачу читает выразительно хорошо читающий ученик.
У. – Назовите условие задачи.
Д. – Павлик забил 4 гола. Сережа – 1 гол.
Запись краткой записи учителем на доске, дети в тетрадях
П. – 4 г.
С. – 1 г.
У. – Какой вопрос в задаче?
Д. – На сколько голов Павлик забил больше, чем Сережа?
У. – Запишем вопрос кратко.
П. – 4 г.
С. – 1 г.
Посмотрите на чертеж и ответьте на вопрос задачи.
Д. – На 3 гола больше забил Сережа, чем Павлик.
У. – Какое правило нам поможет найти, на сколько одно число меньше или больше другого?
Д. – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
У. – Запишите решение.
Запись решения на доске с комментированием
на
4 – 1 = 3 (г)
Ответ: на 3 гола.
У. – Как нужно изменить вопрос, чтобы задача решалась сложением?
Д. – Надо спросить «Сколько всего голов забили мальчики?»
У. – Что для этого изменим в краткой записи?
Д. – Вместо сравнительной стрелки поставим обобщающую скобку.
На доске: П. - 4г.
С. – 1 г.
У. – Решите задачу самостоятельно.
проверка
у. – Поменяйтесь тетрадями. И если вы считаете, что задача решена верно, поставьте рядом с решением простым карандашом восклицательный знак.
Учитель показывает запись решения на доске.
Кто рад за своего соседа? Поднимите руку.
Вывод:
У. – Мы прорешали несколько задач разных видов. Давайте еще раз повторим правило, которое нам понабилось при решении задачи на сравнение.
D Повторение алгоритма |
Развитие операционного компонента УД. Постановка учебной задачи в дидактическом аспекте для развития познавательной мотивации.
Межпредметная связь с уроком физкультуры с помощью наглядных средств (иллюстрации по данному виду спорта). Развитие кругозора.
Развитие познавательной мотивации путем создания проблемной ситуации. Использование частично-поискового метода.
Развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления.
Объяснительно-иллюстративный способ обучения.
Синтетический разбор задач.
Фронтальная форма работы переходит в индивидуальную.
Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции).
Индивидуальная работа.
Дифференциация по степени помощи (направляющая)
Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.
Используется словесный метод – беседа.
Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания и логического мышления.
Учителем заранее вложены закладки на стр.17 (Элемент игры)
Постановка учебной задачи на данном этапе урока.
Развитие операционного компонента УД, прием графического моделирования задачи на основе наглядно-образного мышления ребенка.
Развитие учебных умений.
Обобщенный способ решения.
Развитие операционного компонента (мыслительного аппарата). Развитие регулирующего компонента УД, а именно самоконтроля и контроля со стороны учителя на основе имеющихся знаний.
Операционный компонент УД – развитие речи.
Практический метод используется для более прочного усвоения записи решения задач этого вида. Развитие операционного компонента УД, внутреннего плана действий, логического мышления на основе анализа и синтеза.
Варьирование вопроса – развивающий прием на этапе работы над задачей после ее решения.
Развитие операционного компонента УД анализа и сравнения в ходе разбора условия задачи.
Развитие рефлексии при самостоятельной работе.
Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки путем взаимопроверки и взаимооценки.
Развитие нравственных качеств, коммуникативности.
Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа и синтеза. |
5. Работа с геометрическим материалом
Прямо с футбольного поля мы перенеслись в спортивный зал. Какие геометрические фигуры вы видите на его разметке?
Д. – Прямоугольники, круги, кривые линии, отрезки, прямую линию.
Показ у доски.
У. – Сосчитайте сколько прямоугольников на чертеже?
Д. – 6.
Показ. |
Активизация познавательной деятельности.
Смена вида деятельности.
Закрепление знания геометрических фигур.
Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания, логического мышления с помощью наглядных средств. |
6. Физкультминутка
Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко
Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).
Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.
Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза. Обведите носом эти фигуры.
|
Используется гимнастика для глаз.
- снятие мышечного напряжения;
- охрана здоровья ребенка;
- соблюдение гигиенических требований. |
7. Решение примеров. Случаи вида
У. – А теперь возвратимся на с. 13.
Запишите в тетрадях № 3.
Ребята с синими флажками – бегуны на короткую дистанцию. С желтыми – на среднюю. С красными – на длинную.
Внимательно рассмотрите примеры и выполните задание.
- На старт выходят ребята с синими флажками. Они решают 3 столбика примеров. Внимание! Марш! (приступили к выполнению)
- На старт выходят ребята с желтыми флажками. Они решают 3 столбика и в каждый добавляют еще по 1 примеру. Внимание! Марш! (Приступили к выполнению)
- На старт выходят ребята с красными флажками. Они решают 4 столбика примеров и в каждый добавляют еще по одному. Внимание! Марш! (Приступили к работе).
Проверка
Низкий уровень – дети читают свои примеры.
Средний уровень – после прочтения каждого столбика добавляет свой пример.
Высокий уровень – читает четвертый столбик и свой пример.
При прочтении примеров, дети по просьбе учителя, используют математическую терминологию (слагаемое, сумма, увеличить, уменьшить).
У. – Молодцы. Вы все благополучно добрались до финиша. |
Дифференциация по уровню творчества и объема. Развитие внутреннего и индивидуального плана действия.
Развитие операционного компонента УД, произвольного внимания, логического мышления на основе анализа, сравнения.
Развитие регулирующего компонента УД пошагового самоконтроля.
Развитие математической речи.
. |
8. Задания на логическое мышление
А теперь посмотрите на доску. На лед выходит хоккеист. Но он забыл надеть спортивную шапочку. Найдем ее вместе.
|
Смена деятельности.
Развитие операционного компонента: произвольное внимание, логическое мышление, на основе анализа, синтеза, классификации на основе наглядных средств |
9. Сравнение числа и числового выражения
(Повторен6ие изученного материала).
У. – Шайба хоккеиста закатилась под № 4. Какое задание предлагает он нам?
Д. – Сравнить число и выражение. Поставить знаки «>», «<» или «=».
У. – Кто, выполнит это задание самостоятельно? Приступайте к работе
Остальные сравнивают 2 выражения у доски, при помощи учителя и 2 – самостоятельно.
Индивидуальное задание: составить свое неравенство, используя два выражения из выполненного задания.
Проверка
ИТОГ
У. – Что мы делали для того, чтобы сравнить число и выражение?
Д. – Вычисляли выражения и ответ сравнивали с числом. |
Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции)
Дифференциация по степени самостоятельности и по объему.
Индивидуальная работа. Дифференциация по творчеству.
Фронтальная с места.
Регулирующий компонент УД. Итоговый самоконтроль. |
10. Итог урока
У. – Что мы сегодня повторили на уроке?
Д. – Решали задачи, примеры на сложение и вычитание, сравнивали число и выражение.
У. – И неспроста у нас появилось слово «СПОРТ». Какие виды спорта сопровождали вас на уроке?
(Ответы детей)
У. – Известно, что занятия спортом, закаливание, зарядка, игры на воздухе укрепляют здоровье.
Давайте вместе прочитаем пословицы на эту тему:
- Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
- Холода не бойся, по пояс мойся.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- А вы знаете, что математика - это тоже зарядка … для ума.
Закаляйтесь, делайте зарядку, больше играйте на воздухе, тренируйте память, внимание. И я надеюсь, что в будущем вы станете такими же сильными, ловкими, смелыми, как наши спортсмены, которые защищают честь нашей страны на Олимпийских играх. |
Развитие рефлексии.
Словесный метод (беседа).
Фронтальная форма работы.
Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа.
Операционный компонент УД. Развитие речи. Развитие кругозора учащихся. Воспитание нравственных качеств.
|
Самоанализ
Данный урок относится к теме: "Решение простых задач".
Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно представлять себе ситуацию, заданную условием задачи, правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, составлять математическое выражение и выполнять простые вычисления, вырабатывали умение переводить различные реальные явления и связи между ними на языке математических символов.
Также на предыдущих уроках проводился семантический анализ текста (процесс прочтения задачи с последующим выделением основных понятий, связанных со специфическим названием частей этого текста: условие, вопрос и т.д.).
Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над простыми задачами и начнется подготовка к решению составных задач.
Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации).
Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую.
Использовалась дифференциация на этапах работы с задачами, при решении примеров и сравнении числа и числового выражения; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности.
Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания.
Для решения задач урока использовались методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
беседа.
На всем уроке происходило развитие учебной деятельности.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (стихи, загадки, ТСО, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).
Развитие операционного компонента, а именно развивалось - логическое мышление, мыслительные операции (при составлении задачи, варьировании вопроса, работе с геометрическим материалом, при решении логического задания); операция обобщения (при повторении и обобщении правил проверки, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся.
Новообразование - развитие внутреннего плана действий при работе с сигнальными карточками.
Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль).
Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.
Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.
|