Методическая работа

педагогов СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №5

г. Лысково Нижегородской области

 

Проект урока по математике 1 класс

   

Задачи

 

Обучающие:

·Совершенствовать умение решать задачи изученных видов, учить оформлению краткой записи

·Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров вида                                            на устном счете и в работе с учебником, используя дифференцированный подход.

·Закреплять умение сравнивать, при решении неравенства.

Развивающие:

·Развивать творческое и логическое мышление, формировать мыслительные операции анализа, синтеза, в работе над задачами.

·Развивать произвольное внимание при работе над геометрическим материалом, на устном счете.

·Развивать математическую речь и память на протяжении всего урока.

Воспитывающие:

·Формировать представление о здоровом образе жизни.

·Прививать интерес к физкультуре и спорту.

 

Оборудование

·для учителя:

Магнитная доска, мел, указка, плакат с геометрическими фигурами, карточки с заданиями, волейбольный и баскетбольный мячи, иллюстрации фрагментов игр (волейбола и баскетбола). Изображение героев: медвежонка, зайчонка, хоккеиста, плакат с изображением спортивных шапочек, ТСО.

·для учащихся:

Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, сигнальная карточка, касса разрезных цифр.


План и хронометраж урока

 

1.     Организация детей на работу        

0,5

 

 

2.     Устный счет

а.      математическая  эстафета

б.     повторение состава числа 6

в.     задачи в стихах

7

 

 

3.     Физкультминутка

1’

 

 

4.     Работа над задачами

а.      решение составленной задачи

б.     решение задачи из учебника

14’

 

 

5.     Работа с геометрическим материалом

1’

 

 

6.     Физкультминутка

1’

 

 

7.     Повторение изученного материала. Решение примеров вида       

4

 

 

8.     Задание на развитие логики мышления

2’

 

 

9.     Повторение изученного материала. Сравнение числа и выражения.

3’

 

 

10. Итог урока

1.5’

 

 


 

1. Организация детей на работу

 

Звучит музыка. Спортивный марш.

У.  Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Ну-ка дети, встаньте в ряд,

Готов к работе наш отряд!

 

 

Эмоциональный настрой на работу, мотивационный компонент с помощью ТСО

 

2. Устный счет

 

1) Математическая эстафета.

У. – Прозвучал спортивный марш, и нас ожидает эстафета, но не только спортивная, а еще и математическая.

Медвежонок и Зайчонок решили бежать наперегонки.

А чтобы им помочь, разделимся на две команды:

Команда «Медвежонок» - 1 ряд и 1 вариант 2 ряда.

Команда «Зайчонок» - 3 ряд и 2 вариант 2 ряда.

Изображения героев вывешиваются на доску.

- Каждому игроку команды нужно решить свой пример и быстро передать мел следующему участнику. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.

На доске:

 

 

 

 

 

 

9 – 3 =

8 – 4 =

7 + 2 =

5 + 3 =

4 + 0 =

6 – 0 =

 3 + 4 =

9 – 4 =

8 -2 =

5 + 0 =

10 – 1 =

7 – 3 =

9 – 0 =

5 – 2 =

8 + 1 =

7 – 3 =

6 – 4 =

4 + 4 =

6 + 3 =

6 + 4 =

У.- Вы быстро справились с этим заданием. А теперь проверим правильность выполнения.

Команда «Медвежонок» проверяет примеры у команды «Зайчонок», и наоборот «Зайчонок» проверяет примеры «Медвежонка».

Возьмите сигнальную карточку. Если обнаружите ошибку – сигнализируйте красным цветом, если ошибки нет – зеленым.

В этом соревновании победил Зайчонок (Медвежонок), но они не стали ссорится и спорить, потому что были настоящими друзьями.

Вывод:

- А что вам помогло быстро пройти эту эстафету?

-       - Умение вычитать и прибавлять числа 1, 2, 3, 4

 

2)  Работа над составом числа 6.

У. – К нам на урок попал ваш очень хороший знакомый. Вы узнали его?

Д. – Это волейбольный мяч.

У. – В нашей школе будут проводиться соревнования по волейболу среди старшеклассников. А сколько человек должно быть в команде, вы узнаете внимательно прослушав задачу.

 - Я, Сережа, Коля, Ванда –

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока –

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько их получиться?

Д. – В команде 6 игроков.

У. – Команда будет сборная, т.е. состоять из мальчиков и девочек.

Для того, чтобы составить команду, возьмите карточки и соедините линиями число, указывающее количество мальчиков с числом девочек, чтобы в сумме получалось 6.

 

 

 

 

 

 

У. – Проверяем. Посмотрите на доску. Поднимите руки. У кого получился такой рисунок?                         

 

 

                                                         

 

 

 

Вывод:

У. - Знание состава какого числа помогло вам набрать команду?

Д. – Знание состава числа 6.

 

3) Задачи в стихах

У.- Медвежонок и Зайчонок пока не умеют играть в волейбол, но  они тоже хотят участвовать в соревнованиях.

Мы им поможем, отгадать волшебное слово, а для этого вы должны внимательно слушать задачи и на парте выкладывать только ответы. (Используем кассу цифр)

а.      Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько из под облаками?

Сосчитайте дети сами.

б.     Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали

Он в окно глядит считает

в.     Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело?

г.      Группа малышей – утят

Хочет плавать и нырять

Шесть – уплыли далеко,

Два – нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

д.     Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять

Все гусята как клубочки

Три сынка. А сколько дочек?

У. – А вот задача, которую мне принес Незнайка. «Лена прыгнула через скакалку 7 раз, а Катя 2 раза. Кого мама позвала домой?

Д. – Эту задачу нельзя решить, потому, что неправильно поставлен вопрос.

У. – Какой можно поставить вопрос?

Дети устно отвечают

У. – Проверяем.

На доске карточки

У. – Поднимите руки, кто решил правильно. Кто допустил ошибки? Будьте внимательны. А теперь переставьте эти числа в порядке возрастания. Проверяем.

Д. – 3, 4, 5, 7, 8.

Карточки на доске переставляются, переворачиваются. Появляется слово  «СПОРТ»

У. – Какой совет мы дадим Медвежонку и Зайчонку, если они хотят быть здоровыми и участвовать в различных спортивных состязаниях?

Д. – Нужно заниматься спортом, делать зарядку.

У. – И мы, чтобы набраться сил, сделаем небольшую разминку

 

 

 

 

Мотивационный компонент УД. Стимулирование познавательной активности за счет организации соревнования, с помощью наглядных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирующий компонент УД, а именно рефлексия на основе самоконтроля.

 

 

 

Развитие операционного компонента УД, а именно отработка вычислительных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.

Регулирующий компонент УД (взаимопроверка)

 

 

Осуществление обратной связи.

Средство обратной связи сигнальная карточка.

 

Воспитание нравственных качеств.

 

 

 

 

Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения.

 

 

 

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной, направленной с помощью наглядных средств.

 

 

 

 

Развитие операционного компонента УД, постановка учебной задачи на данном этапе в дидактическом аспекте, для развития познавательной мотивации. Развитие внимания и логического мышления через занимательное задание.

 

 

Работа в парах. Развитие коммуникативности. Закрепление знания математических терминов.

Дифференциация по степени помощи.

Развитие операционного компонента УД, а именно внимания.

Работа над составом числа.

 

 

Развитие регулирующего компонента при самопроверке, с помощью графической таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи на данном этапе урока.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Фронтальная форма работы. Развитие операционного компонента, а именно произвольного внимания.

Идет работа над простыми  задачами для уяснения детьми смысла арифметического действия, при котором такие задачи играют роль основного фактора, приводящего к осознанию операции, требующей выбор данного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие операционного компонента УД, а именно семантического анализа текста, а так же логического мышления.

 

 

 

 

 

 

Развитие регулирующего компонента при помощи самопроверки и самоконтроля.

Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания, на основе анализа и синтеза.

 

 

 

Используется словесный метод – беседа.

Формирование понятия о здоровом образе жизни.

Межпредметная связь с уроком физкультуры.

Фронтальная форма работы.

 

 

3. Физкультминутка

 

Дружно встали! Раз, два три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо. И еще

Через левое плечо

Буквой л расставим ноги

Точно в танце – руки в боки!

 Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

 

 

 

 

Охрана здоровья, развитие двигательной активности.

Эмоциональный фон.

Повторение понятий «налево», «направо» - пространственных представлений.

Развитие операционного компонента УД, а именно речи учащихся.

 

4. Решение задач

 

Сообщение темы урока

У. – Вспомните ребята, что мы делали для то, чтобы расшифровать слово «Спорт».

Д. – Решали задачи.

У. – Вот и сегодня на уроке мы будем решать задачи и учится их записывать кратко. Сядьте правильно. Откройте тетради. Запишите число.

Но посмотрите, рядом с волейбольным мячом, оказался  еще один. Конечно, вы его тоже узнали.

Д. – Это баскетбольный мяч.

У. – И если в волейболе мяч перелетает через сетку (Вывешивается иллюстрация). То в баскетболе мяч нужно забросить в корзину (Вывешивается иллюстрация).

В состав волейбольной команды 6 человек. А узнать, сколько человек в баскетбольной команде, вы сможете, если я скажу, что в ней на 1 человека меньше, чем в волейбольной.

Составим и решим задачу.

Д. – В составе волейбольной команды 6 человек, а в составе баскетбольной на 1 человека меньше. Сколько игроков в баскетбольной команде?

У. _ Что известно в задаче?

Д. – Что в волейбольной команде 6 человек, а в баскетбольной на 1 меньше.

У. – Что спрашивается?

Д. – Сколько человек в баскетбольной команде?

Дети разбирают задачу, а учитель записывает ее кратко на доске.

В.к. – 6 чел.

Б.к. - ? на 1 чел. меньше чем

У. – Какое действие выберете для ее решения?

Д. – Вычитание. Потому, что в условии сказано, что в баскетбольной команде на 1 игрока меньше, а это значит столько же, но без 1.

У. – Запишите решение.

С обратной стороны доски задачу решают два ученика.

Проверяем:

Д. -     6 – 1 = 5

У. – Прочитайте ответ.

Д. – 5 игроков в баскетбольной команде.

У. – Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

 

Работа с учебником

У. – А теперь откройте учебник на странице 13 и вы узнаете, какой игрой увлекаются Павлик и Сережа.

Д. – Они играют в футбол.

У. – Многие ребята из нашего класса занимаются в спортивной секции, играют в хоккей и футбол. Потому вы без труда догадаетесь, глядя на картинки, что сделали мальчики.

Д. – Они поменялись местами.

У. – У вас в учебнике лежат закладки в виде футбольного мяча. Откройте эту страницу и под № 6 найдите задачу про Сережу и Павлика.

Задачу читает выразительно хорошо читающий ученик.

У. – Назовите условие задачи.

Д. – Павлик забил 4 гола. Сережа – 1 гол.

Запись краткой записи учителем на доске, дети в тетрадях

П. – 4 г.

С. – 1 г.

У. – Какой вопрос в задаче?

Д. – На сколько голов Павлик забил больше, чем Сережа?

У. – Запишем вопрос кратко.

П. – 4 г.

С. – 1 г.

Посмотрите на чертеж и ответьте на вопрос задачи.

Д. – На 3 гола больше забил Сережа, чем Павлик.

У. – Какое правило нам поможет найти, на сколько одно число меньше или больше другого?

Д. – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

У. – Запишите решение.

Запись решения на доске с комментированием

на

4 – 1 = 3 (г)

Ответ: на 3 гола.

У. – Как нужно изменить вопрос, чтобы задача решалась сложением?

Д. – Надо спросить «Сколько всего голов забили мальчики?»

У. – Что для этого изменим в краткой записи?

Д. – Вместо сравнительной стрелки поставим обобщающую скобку.

На доске:      П. - 4г.

 С. – 1 г.

У. – Решите задачу самостоятельно.

проверка

у. – Поменяйтесь тетрадями. И если вы считаете, что задача решена верно, поставьте рядом с решением простым карандашом восклицательный знак.

Учитель показывает запись решения на доске.

Кто рад за своего соседа? Поднимите руку.

Вывод:

У. – Мы прорешали несколько задач разных видов. Давайте еще раз повторим правило, которое нам понабилось при решении задачи на сравнение.

D      Повторение алгоритма

 

 

 

 

Развитие операционного компонента УД. Постановка учебной задачи в дидактическом аспекте для развития познавательной мотивации.

 

 

 

Межпредметная связь с уроком физкультуры с помощью наглядных средств (иллюстрации  по данному виду спорта). Развитие кругозора.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной мотивации путем создания проблемной ситуации. Использование частично-поискового метода.

 

Развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления.

 

 

 

Объяснительно-иллюстративный способ обучения.

Синтетический разбор задач.

 

 

 

 

Фронтальная форма работы переходит в индивидуальную.

 

 

 

Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции).

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

Дифференциация по степени помощи (направляющая)

Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки.

 

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.

 

 

 

 

 

 

Используется словесный метод – беседа.

Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания и логического мышления.

 

Учителем заранее вложены закладки на стр.17 (Элемент игры)

Постановка учебной задачи на данном этапе урока.

 

 

 

Развитие операционного компонента УД, прием графического моделирования задачи на основе наглядно-образного мышления ребенка.

 

 

 

 

 

 

Развитие учебных умений.

 

Обобщенный способ решения.

 

Развитие операционного компонента (мыслительного аппарата). Развитие регулирующего компонента УД, а именно самоконтроля и контроля со стороны учителя на основе имеющихся знаний.

Операционный компонент УД – развитие речи.

 

Практический метод используется для более прочного усвоения записи решения задач этого вида. Развитие операционного компонента УД, внутреннего плана действий, логического мышления на основе анализа и синтеза.

Варьирование вопроса – развивающий прием на этапе работы над задачей после ее решения.

Развитие операционного компонента УД анализа и сравнения в ходе разбора условия задачи.

 

Развитие рефлексии при самостоятельной работе.

Развитие регулирующего компонента УД, самоконтроля и самооценки путем взаимопроверки и взаимооценки.

 

 

 

Развитие нравственных качеств, коммуникативности.

 

Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа и синтеза.

 

5. Работа с геометрическим материалом

 

Прямо с футбольного поля мы перенеслись в спортивный зал. Какие геометрические фигуры вы видите на его разметке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. – Прямоугольники, круги, кривые линии, отрезки, прямую линию.

Показ у доски.

У. – Сосчитайте сколько прямоугольников на чертеже?

Д. – 6.   

                        Показ.

 

 

 

Активизация познавательной деятельности.

Смена вида деятельности.

Закрепление знания геометрических фигур.

Развитие операционного компонента УД, а именно произвольного внимания, логического мышления с помощью наглядных средств.

 

6. Физкультминутка

 

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).

Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.

Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза. Обведите носом эти фигуры.

 

 

 

 

 

 

Используется гимнастика для глаз.

- снятие мышечного напряжения;

- охрана здоровья ребенка;

- соблюдение гигиенических требований.

 

7. Решение примеров. Случаи вида

 

 

У. – А теперь возвратимся на с. 13.

Запишите в тетрадях № 3.

Ребята с синими флажками – бегуны на короткую дистанцию. С желтыми – на среднюю. С красными – на длинную.

Внимательно рассмотрите примеры и выполните задание.

- На старт выходят ребята с синими флажками. Они решают 3 столбика примеров. Внимание! Марш! (приступили к выполнению)

- На старт выходят ребята с желтыми флажками. Они решают 3 столбика и в каждый добавляют еще по 1 примеру. Внимание! Марш! (Приступили к выполнению)

- На старт выходят ребята с красными флажками. Они решают 4 столбика примеров и в каждый добавляют еще по одному. Внимание! Марш! (Приступили к работе).

Проверка

Низкий уровень – дети читают свои примеры.

Средний уровень – после прочтения каждого столбика добавляет свой пример.

Высокий уровень – читает четвертый столбик и свой пример.

При прочтении примеров, дети по просьбе учителя, используют математическую терминологию (слагаемое, сумма, увеличить, уменьшить).

У. – Молодцы. Вы все благополучно добрались до финиша.

 

 

 

 

 

 

Дифференциация по уровню творчества и объема. Развитие внутреннего и индивидуального плана действия.

Развитие операционного компонента УД, произвольного внимания, логического мышления на основе анализа, сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие регулирующего компонента УД пошагового самоконтроля.

 

 

 

Развитие математической речи.

 

 

.

 

8. Задания на логическое мышление

 

А теперь посмотрите на доску. На лед выходит хоккеист. Но он забыл надеть спортивную шапочку. Найдем ее вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена деятельности.

Развитие операционного компонента: произвольное внимание, логическое мышление, на основе анализа, синтеза, классификации на основе наглядных средств

 

9. Сравнение числа и числового выражения

(Повторен6ие изученного материала).

 

У. – Шайба хоккеиста закатилась под № 4. Какое задание предлагает он нам?

Д. – Сравнить число и выражение. Поставить знаки «>», «<» или «=».

У. – Кто, выполнит это задание самостоятельно? Приступайте к работе

Остальные сравнивают 2 выражения у доски, при помощи учителя и 2 – самостоятельно.

Индивидуальное задание: составить свое неравенство, используя два выражения из выполненного задания.

Проверка

ИТОГ

У. – Что мы делали для того, чтобы сравнить число и выражение?

Д. – Вычисляли выражения и ответ сравнивали с числом.

 

 

 

 

 

 

Развитие операционного компонента УД (мыслительные операции)

Дифференциация по степени самостоятельности и по объему.

 

 

Индивидуальная работа. Дифференциация по творчеству.

 

Фронтальная с места.

 

Регулирующий компонент УД. Итоговый самоконтроль.

 

10. Итог урока

 

У. – Что мы сегодня повторили на уроке?

Д. – Решали задачи, примеры на сложение и вычитание, сравнивали число и выражение.

У. – И неспроста у нас появилось слово «СПОРТ». Какие виды спорта сопровождали вас на уроке?

(Ответы детей)

У. – Известно, что занятия спортом, закаливание, зарядка, игры на воздухе укрепляют здоровье.

Давайте вместе прочитаем пословицы на эту тему:

  1. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
  2. Холода не бойся, по пояс мойся.
  3. В здоровом теле – здоровый дух.

- А вы знаете, что математика - это тоже зарядка … для ума.

Закаляйтесь, делайте зарядку, больше играйте на воздухе, тренируйте память, внимание. И я надеюсь, что в будущем вы станете такими же сильными, ловкими, смелыми, как наши спортсмены, которые защищают честь нашей страны на Олимпийских играх.

 

 

 

Развитие рефлексии.

Словесный метод (беседа).

Фронтальная форма работы.

Развитие операционного компонента УД, а именно обобщения на основе анализа.

 

 

 

Операционный компонент УД. Развитие речи. Развитие кругозора учащихся. Воспитание нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 


Самоанализ

 

Данный урок относится к теме: "Решение простых задач".

Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно представлять себе ситуацию, заданную условием задачи, правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, составлять математическое выражение и выполнять простые вычисления, вырабатывали умение переводить различные реальные явления и связи между ними на языке математических символов.

Также на предыдущих уроках проводился семантический анализ текста (процесс прочтения задачи с последующим выделением основных понятий, связанных со специфическим названием частей этого текста: условие, вопрос и т.д.).

Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над простыми задачами и начнется подготовка к решению составных задач.

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации).

Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую.

Использовалась дифференциация на этапах работы с задачами, при решении примеров и сравнении числа и числового выражения; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности.

Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания.

Для решения задач урока использовались методы:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

беседа.

На всем уроке происходило развитие учебной деятельности.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (стихи, загадки, ТСО, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).

Развитие операционного компонента, а именно развивалось - логическое мышление, мыслительные операции (при составлении задачи, варьировании вопроса, работе с геометрическим материалом, при решении логического задания); операция обобщения (при повторении и обобщении правил проверки, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась память, речь учащихся.

Новообразование - развитие внутреннего плана действий при работе с сигнальными карточками.

Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля (итоговый, пошаговый, взаимопроверка, внешний контроль).

Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.

Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»